Нееее но это мне нравится. Почитайте, стоящая вещь) Хи хи.
До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что Вам
показывали в фильмах и о чём Вы читали в романах. Правда она гораздо менее благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота грех, да и холодно — простудиться можно. Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что
за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы
Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.
Папа Климент V погибает от дизентерии.
А Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки…
Как и король Филипп II.
Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело
покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость
напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит
аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами
за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.
Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в
ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда
приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре
тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король
Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье
привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать
водные процедуры.
В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские
проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться,
так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения.
Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую
воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами
или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками
святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам
соответствующий пример служения Господу.
На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами»
и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского
пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за
исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.
Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в
популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать
народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются
купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в
воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое
природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно
привыкнуть...». Доктору мало кто верил…
Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как
реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой
французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами
немытого тела резкими и стойкими духами.
Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это
было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV
страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться.
Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при
посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат
заглушал зловоние от тел и одежд.
Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы
европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного
запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами
и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.
Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.
Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где
придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский
королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того,
что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под
кроватями дни и ночи напролет.
Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.
Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета.
Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости,
придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого
окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем
выливалось у задних дверей дворца.
Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой
решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое
значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне
утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка
не сыпались.
Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.
То же творилось и в Версале…
П.С.
А глядя в фильмах на эту роскошь и красоту прямо с трудом верится, как было на самом деле